#anime@hikkikomorii
A Wind Named Amnesia
Представьте, что сейчас на дворе 1999 год. А пару лет назад по всей Земле пронёсся таинственный ветер. И ветром этим как будто сдуло воспоминания почти что всех людей на планете. Как же резко всё может перемениться в один-единственный миг... Как чётко может время разделиться на «до» и «после», причём что было «до», не помнит практически никто. Это один из наиболее подходящих поводов пофилософствовать о непрочности и бренности нашего мира, потому что в реальности если не всеобщая амнезия, то уж какая-нибудь катастрофа случиться может вполне, причём без предупреждения.
Итак, человечество утратило и бытовые навыки, и научные достижения, и преемственность своей культуры. Даже способность членораздельно говорить и свои собственные имена. И если кто-нибудь из них догадывается, что видит в зеркале отражение себя, то это почти то же самое, как если бы глухой внезапно научился слышать. Но самое страшное, в большинстве своём люди утратили ценнейшую вещь на свете — личные отношения, связывающие их друг с другом. И теперь ребёнок не узнает своего родителя, родитель не будет опекать ребёнка, кормить и оберегать его, не останется влюблённых. Братья отвернутся от братьев, а то и станут самыми злейшими врагами в борьбе за кусок съестного.
Много есть средств для того, чтобы передать ужас, горечь, трагизм апокалипсиса. Но есть здесь один художественный приём, который кажется мне наиболее удачным в этом плане: изголодавшийся подросток с жадностью набрасывается на лепестки роз. С какой поспешностью, с каким остервенением он разрывает на части хрупкие белоснежные цветки, которые всё равно не утолят его голода. Это довольно неожиданно, и поэтому на зрительское воображение может подействовать даже сильнее, чем тот же подросток, отбирающий еду у маленьких детей.
Неужели же случившееся непоправимо и всё, что было раньше, ушло безвозвратно, а теперь придётся начать с нуля? Наступает каменный век на обломках цивилизации, которую просто-напросто больше стало некому поддерживать. Но может, пока ещё что-то или кто-то сможет восстановить то, что разрушено, казалось бы, навсегда.
Юноша Ватару потерял память вместе с другими, но в силу счастливых обстоятельств вновь выучился говорить и кое-что знает о том, что было раньше. Его удивлению нет предела, когда он встречает загадочную Софию. Та, похоже, из тех немногих, кого амнезия даже не затронула. Ибо известно о мире ей куда больше, чем Ватару, хоть рассказывать о своём прошлом девушка пока почему-то не торопится. И начинается их совместное путешествие. Что символично, имя «Ватару» в переводе с японского означает «Странник».
И вот на протяжении восьмидесяти минут зрителям представится возможность, если они захотят, поразмыслить как над загадками сюжета, так и над философскими вопросами, по поводу которых люди могут так никогда и не прийти к единому мнению. Но постановка этих вопросов в любом случае заслуживает внимания, а данный фильм это делает к тому же ярко и образно. Глобальная катастрофа — справедливая ли это кара человечеству за безудержное потребительство, крайнее самомнение и стремление к господству над всеми другими формами жизни? Или же это чей-то неоправданно жестокий и абсолютно бессмысленный эксперимент? Развитие науки и техники — панацея ли ото всех бед, или окажется совершенно бесполезным, если вдруг и в самом деле стрясётся нечто, с чем современные нам технологии справиться просто не в состоянии?
Постапокалиптические произведения, как правило, несут в себе предупреждение или хотя бы приглашение задуматься, куда заведут людей их действия.